Статьи и новости

Свидание с природой

Прыжок в воду длится всего несколько секунд, зато ощущается порой, как целая вечность…

Отзвук этого ощущения еще долго живет в теле. Целая гамма ощущений: захватывающий дух прыжок, соприкосновение с водой, разница температур воздуха и воды, ощущение, когда вода обнимает тебя и в то же время открывает свои объятия навстречу, а ты погружаешься во что-то приятное, вязкое и воздушное одновременно. Вода дарит ощущение свободы, полета и невесомости и в то же самое время ощущение материи и земного.

Вода, контакт с ней, это, безусловно, часть общения с природой, только  мне показалось, что на этом примере, очевидно, как ощущается общение с природой в принципе, и в частности на прогулке по воздуху, в лесу, на поляне, и везде, где есть живые природные объекты. Разница в том, что ощущение от соприкосновения с водой более резкое и явное. Зато на воздухе, добавляется еще целый ряд аспектов.

Свидание с природой – это всегда удивительное путешествие. Ведь что испытывает путешественник, когда приезжает в другой город или страну? Он пытается всеми силами уловить ДУХ этого места, его АТМОСФЕРУ, в попытке сохранить, сберечь это ощущение, положить его в коллекцию воспоминаний. Иначе, что будет, если при вопросе, даже к самому себе: « А помнишь, как там, когда ты был в Праге?», возникнет лишь воспоминание о том, какого размера был умывальник в гостинице? То есть даже это воспоминание не будет иметь никакой ощущенческой окраски.… Все таки, скорее всего, возникнет воспоминание именно о ДУХЕ этого города, о том, чем же этот город не похож на все остальные города мира.

То же самое происходит и во время путешествия на природу. Когда попадаешь в то место, большая часть которого сотворена не человеческими руками, начинаешь ощущать себя как в сказке. Причем слово сказка, я употребила не случайно. Сказка эта не совсем абстрактная, а часто вполне конкретная. Любопытно, что каждая местность имеет свой сказочный дух.

Например, когда попадаешь на альпийские просторы в Австрии, вспоминаешь, почему-то сказку, про трех медведей, кажется, что трава там именно такого цвета, как та, по которой шла Маша. А когда любуешься на Норвежские фиорды, словно оказываешься на страницах сказки про Нильса и диких гусей. Впрочем, такие ассоциации субъективны, а объективный момент здесь заключается в том, что, находясь у себя дома, читая книгу, переносишься в другое пространство, опять же таки, ощущаешь дух этой книги, и общение с природой наиболее близко к духу сказочному.

Вход в природное место, это не прыжок в воду. Лететь не надо. Все этапы, переживаемые при прыжке, придется прочувствовать, т.к. нет явной  контрастности температур и разницы плотности. Важно, что ощущение и контакт происходят не вчера или завтра, а есть только один единственный миг, когда можно это ощутить. Миг этот СЕЙЧАС.

Каждое мгновение важно, и просто грех, терять время на то, чтобы сосредотачиваться на чем-то еще (например, на своих переживаниях или проблемах, или вообще каких-то вещах, отвлекающих от контакта). Скажем так, если вам предоставили в жизни всего несколько часов, чтобы пообщаться с человеком, свидания с которым вы ждали, мечтали об этом, с человеком, обладающим невиданными знаниями, мудростью, силой, который сможет ответить на жизненно-важные для вас вопросы, станете ли вы делать что-то еще, кроме как сосредоточенно внимать каждому его слову или движению?

Ощущение погружения в это пространство, не всегда приходит сразу. Опять же таки, приходит аналогия с плаванием. Когда ты плывешь себе, просто, без всякой цели, потому что это приятно и легко, делаешь это абсолютно бездумно, полностью отдаваясь во власть солнца, воды и ритма движения. Точно так же, входя на природу, я просто сосредотачиваюсь на этих аспектах, ощущение от места, ритма, запахов, деталей.

Постепенно восприятие окружающего и себя в этом окружающем меняется. Оно приходит само по себе, извне. Сами объекты, трава, деревья, листочек, бабочка, шелест листвы и пение птиц  по-настоящему красивы, изящны, совершенны. Именно совершенное творение, предельно естественное. Но оно очень настоящее и ты, в контрасте с ними, начинаешь ощущать все свои отклонения, от естественного положения вещей, диктуемого природой, а не привычкой.

Появляется ощущение, что эти объекты, являясь очень разными внешне, обладая каждый своим духом и предназначением, все вместе, образуют определенный ритм, определенную гармонию, определенное дыхание, а ты, идя сгорбленно, тяжело, с опустошенной душой вносишь в эту картину дисгармонию. Это не значит, что ты здесь лишний. Все дело в том, что наряду с этим пониманием, приходит другое понимание. Возникает ощущение, что ты, такой же естественный, сотворенный объект, как и они. Что, встроив себя в эту гармонию, ты становишься частью этого удивительного танца!

Естественность, это, как мне кажется, очень важный аспект путешествия. Во-первых, в природных объектах ощущается «дух вечности», «дух древности», информация, которую не прочувствуешь ни в одном архиве, во всей ее полноте. Эта, какая-то глубинная связь с чем-то изначальным, утробным, материнским. Наверное, не зря популярно поэтическое сравнение — земля-мать. От каждого природного объекта исходит мощь, сила, глубина и чистота.

Это что-то глубокое, наполненное и качественное. Например, у каждого дерева есть свое звучание, причем на разных уровнях, от скрипа, до глубокой, гулкой вибрации. Есть и дыхание. При тактильном контакте, тоже появляются определенные ощущения. Все это живое! Не просто по определению (мы знаем из школьной программы, что дерево «живое»), а на самом деле, оно имеет свою индивидуальность.

По мере проникновения в атмосферу природы и естественности, словно сбрасывается с тела кожура, тело разворачивается, как если бы свернутый в рулон плакат разложили бы во всю ширь. При этом изменяется ритм и глубина дыхания, идти становится легче, тело начинает наполняться энергией. Ты входишь уже в более качественное взаимодействие, когда уходят отвлекающие моменты и телу удается встроиться  во всеобщий ритм.

Все вокруг становится интересным и магическим. Появляется ощущение свободы и дикости. Дикость, которая появляется, например, у животного на воле. Так резвятся лошади или собаки у воды или на поляне, с этим же чувством летела Маргарита: «Невидима и свободна!».

Еще возникает ассоциация с духом цыганской песни, есть в ней и воля, свобода, и дикость и томление и бесконечная дорога. Кстати, композиционное построение цыганской песни очень похоже на характер свидания с природой. Начинается она, как правило, очень осторожно, протяжно, аккуратно, заставляет замереть, прислушаться, продлить в себе щемящее чувство.

Важно, что цыгане, словно слышат музыку окружающей природы, ведь она не статична! Деревья и трава колышутся, камни переливаются, все взаимодействует. В цыганской песне слышится дыхание природы. Точно так же, осторожно, начинаешь слушать это дыхание, когда входишь в контакт. В этих песнях можно услышать и резкие порывы ветра, и мягкий равномерный ветерок. Затем песня, словно по мере входа в контакт, расходится, набирает обороты, при этом, оставаясь на этой же волне, как на стержне, на который нанизывается все, что происходит в дальнейшем.

Конечно, все это происходит не само по себе, а при взаимодействии с духом природных объектов, причем как с  каждым в отдельности (камень, дерево, река), так и со всем местом целиком, частью которого становится сам человек. Это скорее похоже на игру, в которой условия предлагают человеку.

Например, техника энергетической работы с деревьями. На первом этапе нужно прислушаться (телом, не просто ухом) к дыханию, духу, вообще к этому месту. Оно само подсказывает, как, в каком ритме, и с какой скоростью что делать. При этом главное полностью доверится природе вокруг и природе в себе (иначе не получишь удовольствия). Затем, найдя, ощутив вход (пространство между  сдвоенными деревьями), нырнуть, словно в речку, в новое пространство.

В этом пространстве уже можно летать или плавать, что ближе по духу. Главное, что человек делает это не сам по себе, а взаимодействует с воздухом, деревом, землей, травой (абсолютно так же, как взаимодействует пловец, хотя бы погружая тело в воду, раздвигая воду руками, отталкиваясь.) При работе с деревьями, похожие действия происходят на уровне ощущения, движения души. Тело тоже двигается, трогает деревья, играет с ними. Как бы плавает в воздухе, танцует.

В общей сложности можно сказать, что человек растворяется в окружающем пространстве, как во время танца в музыке, а природный объект, словно партнер, ведет в этом танце.

Есть в этом конечно эротический элемент. Необходимо отдаваться ощущению. Потом контакт вызывает приятные ощущения, например лучше не скажешь, чем банальное «ветер ласкает волосы». Или необычайно приятно ощущение, когда дотрагиваешься до дерева, в сущности ведь ты тоже ласкаешь его, а оно отвечает тебе. Главное это ощущение не пропустить. Впрочем, когда уже человек входит в этот ритм, это не составляет проблемы. Устанавливается четкий ритм. На природе появляется четкое ощущение шкалы — ориентира, по которой можно ориентироваться, что на самом деле является важным, первоочередным, настоящим, а что сиюминутным, или же грязным, пустым.

Если говорить о вещах не из мира социума и мира людей, то при общении с природой можно получить и более объемную, глубинную информацию, знание. Происходит это на уровне ощущения. Не узнать его невозможно. Испытываешь нечто совершенно новое, с незнакомой окраской.

Подводя итоги, можно выделить несколько, на мой взгляд, ключевых моментов.

Во-первых, необходимо настроится на контакт, полностью, всем телом услышать зов природы. Прочувствовать ее музыку, единый и индивидуальный ритм, дух.

Во-вторых, не нужно вламываться в гармоничную, совершенную структуру, войти аккуратно, настроив все органы чувств, влиться в нее органично, естественно. Вынуть из нутрии себя естество.

В-третьих, при этой аккуратности, расслабиться, отпустить себя, потянуться навстречу всему месту целиком, полностью довериться ему, отдаться во власть ощущений.

В-четвертых, воспринимать действо, как игру, прислушиваться к тому, что происходит, как изменяется ГАРМОНИЯ, ведь даже какой-то знак, не дается сам по себе, падает веточка, вся природа отзывается, дыхание ее меняется. Картинка и гармония меняется. И человек, как часть этой гармонии, соответственно столь же мобильно меняется.

При непосредственном контакте с определенными объектами, тоже самое, учитывать окружающую картинку целиком, и так же, как с человеком, при сканировании оболочек, например, ощущать этот объект. Слушать его изменения — ответы. Это, все же не человек, ощущения как от человека ждать не надо.

Самое главное, расслабляться и свободно, пользуясь своим естеством, нутром, получать удовольствие. От красоты, чистоты, гаммы ощущений, ярких красок. Иногда, когда возникает напряжение или фиксация, не получается сбалансировать себя, можно просто приостановиться, оглядеться вокруг, вспомнить о том, что к сожалению, такая естественная вещь, как природа, лес, камень, почему-то отодвигается человеком, огораживается, уничтожается. Выезд на природу воспринимается, как дар, долгожданный отдых… А ведь человек, это не робот, он тоже имеет законное и естественное право быть, и осознавать, что он часть этой природы, что хорошо ему только тогда, когда он не диссонирует с гармонией вокруг.
Кому нужно его хилое, разбалансированное естество? Быть может ему самому? Или природе? Или Богу? Кому?

Вспоминаются строки Владимира Качана:

Нас тянет в глухие скверы, подальше от площадей,
Очищенные от скверны машин и очередей.
Быть может вот этот гравий, скамеечка и жасмин,
Последняя из гарантий, хоть как-то улучшить мир?
Неужто же наши Боги, не вправе и невольны
Потребовать от эпохи мгновения тишины?

(с) Луиза Нейербург (ссылка на автора обязательна)